Д-ДОКТОРА
Войти
Article Cover

Память человека: понятия, свойство, законы

Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций. Память, с точки зрения психологии: свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информации. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания.

Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали у общего предка, который жил примерно 600 миллионов лет назад.

 Память не относится к единому поведенческому феномену, а может быть разбита на набор составных процессов, которые выражаются в разных комбинациях при разных обстоятельствах.

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Критерии и виды памяти, подробнее на схеме:

Виды памяти человека 

Классификация типа памяти по длительности хранения:

  • Ультракратковременная/мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.
  • Долговременная память — это обширный запас знаний и запись предшествующих событий, и она существует согласно всем теоретическим взглядам; было бы трудно отрицать, что каждый нормальный человек имеет в своем распоряжении богатый, хотя и не безупречный и полный набор долговременных воспоминаний. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) Долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
  • Кратковременная память связана с первичной памятью Джеймса (1890) и представляет собой термин, который Бродбент (1958), Аткинсон и Шиффрин (1968) использовали несколько по-разному. Аткинсон и Шиффрин, считали, что память отражает способности человеческого разума, способные временно удерживать ограниченное количество информации в очень доступном состоянии. Одно из различий между термином «краткосрочная память» и термином «первичная память» состоит в том, что последнюю можно считать более ограниченной.
  • Оперативная/рабочая память — когнитивная система ограниченной ёмкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. В русскоязычной литературе также используется термин оперативная память. Понятие рабочей памяти тесно связывают с понятием подвижного интеллекта. Некоторые учёные находили связь между размером рабочей памяти и уровнем подвижного интеллекта, в связи с чем возникла теория о возможности развития подвижного интеллекта посредством тренировки рабочей памяти при использовании техник типа n-назад.

Различие между долговременной и кратковременной памятью зависит от того, можно ли продемонстрировать наличие свойств, специфичных для кратковременной памяти; основные кандидаты включают временной распад и ограничение емкости фрагмента. Вопрос распада все еще остается открытым для дискуссий, хотя растет поддержка ограничения емкости блоков. Тем не менее, существенный вопрос заключается в том, почему некоторые тесты на краткосрочную память служат одними из лучших коррелятов когнитивных способностей, а другие — нет. Кажется, ответ указывает на важность системы внимания, используемой как для обработки, так и для хранения информации. Эффективность этой системы и ее использование в рабочей памяти, по-видимому, существенно различаются у разных людей (например, Conway et al., 2002; Kane et al., 2004; Cowan et al., 2005, 2006b), а также улучшаются по мере развития. в детстве (Cowan et al., 2005, 2006b) и снижается в пожилом возрасте (Naveh-Benjamin et al., 2007; Stoltzfus et al., 1996; Cowan et al., 2006c).

Законы памяти.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них.

  • Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
  • Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
  • Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем "впечатления ума". Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.
  • Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
  • Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, "приподнять" знания, полистать справочники.
  • Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
  • Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться".
  • Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
  • Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: "Повторение — мать учения". Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.
  • Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.
  • Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез и надолго ". Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.
  • Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.

Герман Эббингауз
Немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд — монография «О памяти» (нем. Über das Gedächtnis). Автор «кривой забывания».

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20—30 мин, третий — через день, четвертый — через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

Кривая забывания Г. Эббингауза

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год французской революции — 1789-й — легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование также способствует запоминанию. Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.

  • Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до... или спустя столько-то лет после... При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
  • Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.
  • Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко "извлекается" из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный "маршрут". Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15—20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Карл Эмиль Сишор
Американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

  • Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
  • Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
  • Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца или рисовал то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Что влияет на память?

На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

В настоящее время растет число жалоб на проблемы с памятью, ориентированием во времени и пространстве после перенесенного COVID-19. Врачи связывают проблему нарушения памяти и концентрации внимания с воздействием инфекции на внутренние органы и психосоматикой. Коронавирусная инфекция ухудшает оперативную память большинства пациентов старше 25 лет, однако спустя год после острой фазы COVID-19 эта функция полностью восстанавливается, показало исследование британских ученых. При этом чем тяжелее человек переносит болезнь, тем сильнее страдает его память.

Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Общие советы по увеличению памяти.

1.      Когнитивная тренировка включает в себя структурированные упражнения, которые назначаются и выполняются с целью улучшения когнитивных способностей, таких как внимание, память и решение проблем

2.      Будьте организованы: наличие распорядка дня и организованность рабочей или учебной среды помогут снизить стресс, улучшить концентрацию и память. Например, используйте планировщик, блокнот или список дел, чтобы отслеживать свои обязательства и сосредоточиваться на своих целях.

3.      Здоровое питание. Сбалансированная, богатая питательными веществами диета может помочь улучшить работу мозга и память. В частности, для поддержания здоровья мозга рекомендуется употреблять продукты, богатые омега-3 (например, рыба, грецкие орехи и семена льна) и антиоксидантами (например, фрукты и овощи).

4.      Отказ от курения никотина и его смесей, ограничение спиртных напитков, крайне пагубно сказывающихся на нервной системе.

5.      Регулярный прием добавок для поддержания необходимого баланса полезных веществ, элементов и витаминов.

6.      Прогулки на свежем воздухе добавляют кислород для питания и обновления клеток мозга.

7.      Увеличьте физическую активность.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

Свежий воздух, занятия спортом и полноценный сон — важные факторы, без которых невозможно нормальное функционирование памяти. 

Натуральные добавки также могут помочь улучшить повседневную жизнь, такие как: гуарана, женьшень, кофеин и родиола розовая. Эти ингредиенты известны своими стимулирующими свойствами, оказывают общетонизирующее действие; повышают умственную и физическую работоспособность; уменьшает общую слабость и повышенную утомляемость, сонливость; повышают энергию, концентрацию и многое другое. Женьшень помогает повысить устойчивость к стрессу, улучшает память и концентрацию. Кроме того, женьшень также является мощным антиоксидантом, который помогает защитить клетки от окислительного стресса.

Состояние памяти зависит также от полноценного питания, полезно принимать витаминные и минеральные комплексы с повышенным содержанием витаминов группы В, магния и цинка.

Натуральные пищевые добавки хорошо зарекомендовали себя в качестве средств, способных улучшить память, внимание, активность мышления и работоспособность без вреда для здоровья.

БАД к пище ПАУЭР ПЛЮС ( НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВОМ)

Биологически активная добавка «Пауэр Плюс «Power Plus» содержит адаптогены: экстракт женьшеня и пчелиное маточное молочко, а также является источником витаминов и микроэлементов (селен, цинк, витамин Е, лецитин), коэнзим Q10, цветочная пыльца.

БАД Пауэр плюс, благодаря сбалансированному составу, оказывает благоприятное комплексное воздействие на организм:

·         повышает устойчивость к любым типам стрессовых ситуаций, укрепляет нервную систему;

·         активизирует процесс интеллектуального и физического развития;

·         тонизирует, помогает справиться с сонливостью;

·         активизирует иммунную систему;

·         здоровье мужчин и женщин: улучшает сексуальные функции и либидо;

·         красота: замедляются процессы старения, улучшается состояние волос и кожи

Еще большего эффекта можно добиться при сочетании приема биологически активных добавок с полноценным сном и отдыхом, адекватной трудовой нагрузкой и позитивными эмоциями.

Хорошая новость заключается в том, что объем нашей памяти не фиксирован, а податлив, как пластик – эта концепция известна как нейропластичность.

Чтобы воспользоваться способности нашего мозга максимально, нужно тренировать свой мозг и заботиться о своем теле. 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;

2.      What are the differences between long-term, short-term, and working memory? Nelson Cowan

3.      3. Brain substrates of implicit and explicit memory: The importance of concurrently acquired neural signals of both memory types. Joel L. Voss and Ken A. Paller (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2621065/)

4.      https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25379283/

5.      Психология и педагогика. Новосибирская государственная академия экономики и управления. Сибирский государственный университет путей сообщения. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия  для студентов высших учебных заведений НГАЭиУ 2000. Авторы: Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А., Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И., Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С

6. Изображения freepic.com, wikipedia.org

7. wikipedia.org

4 понравилось

152
0 комментариев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Avatar
Многовекторный иммуномодулятор - Голден Рейши - это уникальный экстракт из 4–х видов гриба Рейши, обладающий мощным оздаравливающим действием.
Article Cover
1. Иммунитет... Читать далее
Article Cover
Тема: Анемия при язвенном колите: факторы риска и оптимизация терапии... Читать далее
Avatar
Многовекторный иммуномодулятор - Голден Рейши - это уникальный экстракт из 4–х видов гриба Рейши, обладающий мощным оздаравливающим действием.
Article Cover
В Россию пришла новая разновидность коронавируса — XEC, об этом сообщает Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства сообщили, что в России зарегистрировано семь случа... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Болезнь Альцгеймера и сахарный диабет имеют много общих генетических и молекулярных связей, включая гликирование. ... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Накопление тяжелых металлов способствует гликированию, которое, в свою очередь может повлиять на токсичность тяжелых металлов.... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Гликирование являлось бы одной из причин возрастной хрупкости.... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Гликирование могло бы объяснить, почему недостаток сна повышает сердечно-сосудистый риск. ... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Увеличение числа столетних людей говорит о существовании плато смертности, доказывая, что жизнь не имеет определенных границ. Противоречие. ... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Новые исследования подтверждают связь между гликированием и старческим слабоумием, предполагая механизм действия и возможное профилактическое лечение. ... Читать далее
Avatar
Розмариновая кислота, новая молекула в антивозрастной медицине
Article Cover
Символическое неудобство менопаузы - приливы жара - можно значительно уменьшить, если бороться с гликированием.... Читать далее