Рубрика «Из истории гормонов»: о тестостероне
«Наука о мужском здоровье зародилась не сразу. Первые камни в основу этой науки положили эскулапы древности. До нас дошли несколько их трудов о сохранении здоровья и молодости мужчин.
Поиски средств сохранения здоровья мужчин предпринимались в древнем Китае, Индии, Греции, Египте, великими цивилизациями Центральной и Южной Америки. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в «Афоризмах» и Аристотель в трактатах «О молодости и старости» пытались выяснить причины старения и рекомендовали различные варианты здорового образа жизни мужчин.
Плиний-старший (Гай Плиний Секунд), живший в 1 веке нашей эры, рекомендовал употребление тестикул животных для увеличения сексуальной силы. В Древнем Китае ученые пытались изучить влияние половых гормонов на поведение и образ жизни человека. В 1378 году Цзу Ци объяснял рост волос на лице мужчин (бороду и усы) «проявлением могущества мужского семени». В 1575 году в книге «Лейюань» Ван Шичжэнь подметил, что «борода имеет отношение к почкам и яичкам». В 1596 г. в труде «Бэньцао ганму» Ли Шичжэнь рассказывал о многочисленных препаратах, которые изготавливались из ткани яичек, взятой у кабанов, кобелей или баранов. Эти препараты предназначались для излечения таких мужских заболеваний, как половое бессилие, сперматорея, гипогонадизм и т.д.
В Европе дальнейшие исследования мужского здоровья продолжились намного позже. В 18 веке Теофил Броди (1722-1776 гг.), наблюдая выпадение функций половых желез у кастратов, пришел к выводу, что каждый орган в теле человека является источником некоей специфической субстанции, поступающей в кровь и оказывающей влияние на весь организм. В 1849 г. немецкий физиолог Адольф Бертольд впервые установил, что пересадка кастрированному петуху в брюшную полость семенников другого приводит к восстановлению исходных свойств и функций у первого. В результате проведенных экспериментов было доказано, что гормоны, продуцируемые пересаженными яичками, оказывали непосредственное влияние на весь организм.
К сожалению, столь важные для медицины открытия прошли мимо внимания ученого медицинского общества, а исследования вскоре были преданы забвению. Спустя годы эти данные вновь появились на свет. В 1855 году благодаря исследованиям французского физиолога и врача Клода Бернара были изложены принципы внутренней секреции, а в 1889 году стали говорить о выделении в кровь клетками организма особых активных химических веществ, называемых гормонами, к которым относятся и андрогены, в частности, тестостерон.
Основоположником заместительной терапии андрогенами является французский физиолог и невролог Чарльз Эдуард Броун-Секар (1817-1894 гг.). Им была предложена идея о том, что нарастающая слабость стареющего мужчины вызвана снижением функции яичек. Ученый начал производить экстракты из кроличьих и бычьих семенников. Удаляя у этих животных половые железы, он сразу же растирал их в небольшом количестве воды, затем фильтровал и впрыскивал себе под кожу бедра. В 1889 году 71-летний Броун-Секар доложил о проведенном на самом себе опыте Парижской Академии наук:
8 апреля мне исполнилось 72 года. Мое общее состояние, которое ранее было превосходным, в течение последних 10—12 лет изменилось: с годами оно постепенно, но весьма значительно ухудшилось. До того, как я начал делать себе впрыскивания, я был вынужден садиться уже после получасовой работы в лаборатории. Но даже если я работал сидя, то через три или четыре часа, а иногда уже через два часа был без сил. Когда я, проработав таким образом несколько часов в лаборатории, вечером приезжал домой, то (и это продолжалось уже несколько лет) был настолько утомлен, что вскоре после легкого обеда должен был ложиться в постель. Иногда я был обессилен настолько, что, несмотря на сильное желание спать, которое мне не давало даже прочитать газету, засыпал только через несколько часов. На второй и особенно на третий день после начала впрыскиваний все изменилось, и ко мне возвратились, по крайней мере, все те силы, какими я обладал много лет ранее. Научная работа в лаборатории в настоящее время очень мало утомляет меня.
К большому удивлению ассистентки, я могу теперь часами работать стоя, не чувствуя потребности сесть. Бывают дни, когда я после трех- или четырехчасовой работы в лаборатории сижу после ужина более полутора часов над своими научными трудами, хотя я не делал этого в течение последних двадцати лет. Я теперь могу, не напрягаясь и не думая об этом, чуть ли не бегом подниматься и спускаться по лестнице, как делал до шестидесяти лет. На динамометре я установил несомненное увеличение своей мышечной силы. Так, после двух первых впрыскиваний сила мышц предплечья возросла на 6—7 килограммов сравнительно с прежним состоянием. У меня значительно улучшились также пищеварение и выделение шлаков, хотя количество и состав пищи, ежедневно принимаемой мной, не изменились. Умственный труд для меня теперь также значительно легче, чем был в течение ряда лет, и я в этом отношении наверстал все утраченное мною.
Таким образом, Броун-Секар провел на самом себе первый опыт гормонотерапии с лечебной целью. Экстракты из семенников он назвал «эликсиром молодости». Шумиха, поднятая прессой вокруг создания «омолаживающего экстракта», привела к необычайному спросу на появившейся в продаже «Броун-Секарской жидкости», за которой ломились пожилые французы, жаждущие возврата к прежней жизни. Однако временная стимуляция сменялась нарастающей слабостью и увяданием. Тогда еще не знали, что заместительная терапия должна быть постоянной, эти знания пришли позже, поэтому труды Броун-Секара были забыты на 40 лет.
Лишь в 1934 году Эрнсту Лакеру удалось выделить кристаллический мужской гормон из тестикул быка. Однако промышленное производство тестостерона было невозможно, пока этим не заинтересовались крупнейшие фармацевтические компании, которые в 30-х годах ХХ века приступили к программам их медицинского применения.
Через некоторое время швейцарские химики Л. Ружичка и А. Веттштейн объявили о синтезе тестостерона из холестерина. А в 1939 году открытие метода синтеза тестостерона была присуждена Нобелевская премия. Началась эпоха андрогенов, а период 1930-х — 1950-х годов был назван «Золотым веком стероидной химии». Исследования «золотого века» доказали, что соли тестостерона являются не только адекватной заместительной терапией дефицита андрогенов, но и мощным стимулятором мышечной силы и качества жизни. Началось повсеместное применение препаратов, содержащих тестостерон. Например, в бывшем СССР ученые установили, что тестостерон влияет не только на появление вторичных половых признаков, но и на синтез белка в организме. В 1940-х годах советские спортсмены активно использовали инъекции тестостерона (метандростенголона) в качестве анаболика для увеличения своих силовых показателей.
В первой половине прошлого столетия в Гримальди работал русский исследователь, известный эндокринолог и хирург Сергей (Самуил) Абрамович Воронов. С 1896 по 1910 год Воронов работал в Египте, где он изучал последствия кастрации на евнухах — исследования, давшие начало его трудам по влиянию гормонов на омоложение мужчины. Он экспериментировал с пересадкой яичек казненных преступников пожилым мужчинам, а в дальнейшем стал использовать ткань яичек обезьян. Воронов жил в организованном им специальном центре и носившим название «Замок обезьян», где проводил свои необычные по тем временам эксперименты по ксенотрансплантации. Сергей Воронов получил известность за методику прививания ткани яичек обезьян к человеческим яичкам. Ученый пытался открыть генетическую формулу, которая позволила бы замедлить процессы старения. Другим направлением его работ был поиск путей повышения потенции у мужчин с помощью вытяжек, полученных из организма самцов-горилл. Воронов пробовал себя и в трансплантации органов. Его перу принадлежат несколько серьезных научных работ, среди которых «Пересадка половых клеток от обезьяны человеку». Результатом экспериментов Воронова стала книга «О продлении жизни», изданная в 1923 году.
В своей книге «Омоложение прививанием», опубликованной в 1925 году, Воронов описывает эффекты подобных операций. Отмечалось повышение сексуального влечения, а также улучшение памяти, возможность работать долгое время без отдыха, исчезновение потребности в очках (из-за укрепления глазных мышц) и увеличение продолжительности жизни (к слову, сам Воронов прожил 85 лет). За 20-30-е годы более полутысячи мужчин прошли лечение по его методике в одной только Франции. Из-за известности своих операций Воронов послужил прототипом профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Однако в то время эксперименты Воронова потерпели фиаско и были прекращены, и лишь в конце 90-х годов 20 века была показана безусловная перспективность его трудов…»
Больше полезной информации в Telegram-канале «Клиника профессора Калинченко»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ