У 15% школьников присутствуют легкие когнитивные расстройства
Георгий Каркашадзе, руководитель отдела формирования когнитивных функций, развития мозга и нейробиологии НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2, сообщил, что до 15% детей школьного возраста имеют легкие когнитивные расстройства (ЛКН). Такой результат показали исследования, в которых приняли участие 1036 учеников 5 классов в крупных городах.
Результаты исследования показали следующее:
- до 7,5% детей – имеют несколько нарушений ЛКН;
- до 30% детей – находятся в зоне риска.
Врач отметил, что некоторые дети имеют только одно расстройство. Если их число прибавить к 7,5% школьников, страдающих несколькими нарушениями, в результате получится показатель в 10-15%.
Специалист сообщил, что «неблагоприятная цепочка» расстройств запускается в том случае, если проблемы школьников игнорируются.
Она начинается с простой неуспеваемости, а в дальнейшем по мере прогрессирования у ребенка наблюдается асоциальное поведение, что может закончиться уголовными преступлениями, низкой производительностью труда и проблемами в браке.
Однако Георгий отметил, что ЛКН на начальной стадии не является тяжелым дефектом. И дети, и взрослые с такими расстройствами ведут обычный образ жизни и могут добиться определенных успехов.
Каркашадзе выразил мнение, что в системе образования есть две большие проблемы для детей, имеющих ЛКН:
- Первая – отсутствие диагностики расстройств на ранних стадиях и скрытое их течение.
- Вторая – отсутствие грамотных педагогических подходов и методологической базы.
На когнитивный потенциал влияют множество факторов: цифровая активность, образовательные требования, питание, качество зрения и т.д.
Еще одно исследование проводилось с целью обнаружить связь между нарушением когнитивных функций и цифровой активностью. В нем приняли участие 438 подростков.
Результаты показали, что у детей, которые много времени уделяют компьютерным играм или просмотру видео (до 5-6 часов в день), могут наблюдаться такие проблемы, как низкая успеваемость, когнитивные нарушения при скоростном чтении и понимании текста.
Также у таких подростков может быть более низкая успеваемость по геометрии, алгебре и литературе. Эксперт отметил, что у девушек, которые проводят много времени в социальных сетях, наблюдается сниженная успеваемость по русскому языку.
ЛКН включает в себя следующие расстройства:
- расстройства речи;
- нарушение мелкой моторики (дислексия, дисграфия и пр.);
- нарушение процесса письма (частичное);
- затруднения в беглом распознавании слов;
- эмоциональная возбудимость;
- импульсивность;
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Александра Бугаева, детский психолог, пояснила, что ЛКН являются незначительным ухудшением умственных способностей. Чаще всего они являются следствием повреждения головного мозга ребенка в первые недели после родов или еще внутриутробно.
Дети, имеющие ЛКН, быстрее устают, не могут сосредоточиться на нескольких задачах сразу (например, писать, слушать и контролировать почерк). Таким школьникам сложно сохранять концентрацию все 40-45 минут урока. Также психолог отметила, что в последние годы число детей с такой проблемой заметно выросло.
Анна Крючкова, детский психолог, отметила, что подобные расстройства часто связаны с большим объемом информации, которую получают дети из интернета и социальных сетей.
Она добавила, что родители должны помогать ребенку: читать ему на ночь книгу, при этом обнимая его, объяснять, как находить главную мысль в тексте и отделять второстепенное и т.д. Такой способ поможет мягко научить ребенка правильно концентрироваться на главной задаче и отсеивать лишнее.
Василий Власов, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, сообщил, что когнитивные расстройства в тяжелой стадии, такие как умственная отсталость или деменция, встречаются намного реже. Ими страдают около 1% детей.
До 10% детей, страдающих легкой степенью расстройств, могут испытывать затруднения в освоении школьной программы. Таким детям не ставят точный диагноз, однако родители и педагоги должны относиться к ним с более пристальным вниманием и приучать их к жизни. В этом случае они смогут освоить любую профессию в будущем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ