Необходимо признать: мРНК относится к генной терапии
До сих пор фармацевтические компании обходили нормативные стандарты. Это связано с тем, что вакцины против COVID-19 проходят быстрое одобрение. Однако после окончания пандемии ученые призвали регулирующие органы рассмотреть этот вопрос, дать правильную классификацию вакцинам с мРНК-мессенджерной РНК и признать их продуктами генной терапии (GTP).
22 июня 2023 года в Международном журнале молекулярных наук была опубликована статья, в которой говорилось о том, что вакцины с мРНК COVID-19 должны соответствовать определенным нормативам, так как по способу действия они относятся к продуктам генной терапии.
Однако регулирующие агентства Америки и Европы не признали вакцины с мРНК COVID-19 продуктами генной терапии. Из-за этого они предлагаются как вакцины против инфекций, но вместо этого их должны подвергать более строгому контролю GTP.
На сегодняшний день вакцины против COVID-19 утверждаются ускоренно в форме «скользящего обзора». Это связано с тем, что действующие нормативные рекомендации не имеют общепринятого определения таких препаратов, либо не упоминают РНК-терапевтические препараты.
Под термином «скользящий обзор» подразумевают специальный инструмент регулирования, который используется во время чрезвычайных ситуаций. Он позволяет ускорить оценку данных о вакцинах или лекарствах.
В результате по всему миру произошло широкое и непрерывное биораспределение вакцин с мРНК COVID-19. При этом не проводилось тщательное изучение препаратов. В результате после тестов такие вакцины дали не соответствующий норме результат в отношении однородности, чистоты и качества партии.
На сегодняшний день производители планируют провести замену классических вакцин на мРНК-вакцины. Сперва это коснется вакцин от гриппа.
Вакцины с мРНК – это генная терапия
В настоящее время вакцины определены центрами по контролю и профилактике заболеваний как препараты, назначение которых – стимуляция иммунного ответа организма от болезней. При этом в вакцине должен содержаться антиген, который и приводит к такой реакции. Однако в вакцинах с мРНК Moderna и Pfizer такие антигены отсутствуют.
В таких препаратах в качестве активного вещества, вызывающего иммунный ответ, выступает мРНК – генетический материал вируса SARS-CoV-2 и нуклеиновая кислота. Они дают организму инструкции для выработки специальных антигенов – спайковых белков.
Проще говоря, мРНК не вызывает активную иммунизацию. Это вещество внедряется в белок, благодаря чему иммунная система вырабатывает собственные антигены, которые отвечают за иммунный ответ.
В управлении по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) считают, что генная терапия направлена на изменение биологических свойств живых клеток для терапевтического использования.
Во втором квартале 2020 года Moderna подтвердила при подаче в Комиссию по ценным бумагам и биржам, что FDA «рассматривает мРНК как продукт для генной терапии».
Еще в 2014 году Угур Сахин, основатель BioNTech, заявил, что классификация препарата с мРНК относится к генной, биологической терапии или терапии соматическими клетками.
Согласно данным FDA, вакцины, содержащие мРНК, можно сравнить с типом пролекарств. Такие вещества превращаются в организме в фармакологически активные препараты. Подобное свойство указывает на то, что необходимы дополнительные средства контроля вакцин. Однако такое требование не было применено к вакцинам с мРНК COVID-19.
Ученый-исследователь и доктор Дэвид Уайзман, имеющий опыт работы в области экспериментальной патологии, фармации и фармакологии, в интервью The Epoch Times сказал, что при использовании обычной вакцины в организм вводится антиген. После этого иммунная система начинает вырабатывать Т-клетки, антитела и другие компоненты, которые борются с возбудителем.
В случае с мРНК-вакциной действие препарата иное. Она инструктирует иммунитет о том, как ему выработать определенный антиген. Также действует пролекарство. После попадания в организм оно преобразуется в желаемый лекарственный эффект.
При использовании подобных препаратов молекулы, которые вводятся человеку, не становятся молекулами антигена, а лишь инструктируют иммунитет, именно так работает генная терапия.
Несколько лет назад FDA исключили вакцины, работающие против инфекций, в том числе препараты, изготовленные по технологии генной терапии, из своих руководств. Причины остались неизвестными. В результате вакцинам присвоили «собственный набор правил».
Также Уайзман отметил, что FDA могут менять или исключать любые пункты из нормативных указаний, однако это не изменит биологическое определение продукта. Так как вакцины Moderna и Pfizer от COVID-19 изготовлены по технологии генной терапии, при работе с ними следует придерживаться рекомендаций по генной терапии.
Рассмотрим вакцину Спутник
Препарат «Спутник V» был представлен как «первая в мире зарегистрированная вакцина против COVID-19». Министерство здравоохранения России разрешило применять его экстренно 11 августа 2020 года. Перед этим проводились испытания вакцины, в которых приняли участие 76 добровольцев. Процесс длился не более двух месяцев.
Такая быстрая разработка и внедрение препарата могут быть объяснены сотрудничеством Гамалеи с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), Сбербанком и российским фондом национального благосостояния.
Сбербанк сыграл решающую роль в создании препарата, несмотря на то, что производство и испытания вакцин находятся вне компетенции банка.
На официальном сайте Центром «Гамалея» Министерства здравоохранения России была представлена аденовирусная вакцина Sputnik V. Для доставки «генетического материала» к клеткам в ней используются два разных вектора аденовируса (Ad5 и Ad26).
На официальном сайте можно увидеть патентную заявку от 2012 года, в которой прививка от гриппа, разработанная на основе Ad5 Гамалеи, описывается как «генетическая вакцина». При этом препарат против гриппа под названием GamFluVac никогда не представлялась на международном рынке. Более того, она еще не получила одобрения на территории РФ.
Ту же основу Ad5 использовал Гамалея для разработки вакцины во время эпидемии Эболы, которая проходила в Западной Африке в 2013-2016 годах. Однако она так и не была представлена для сертификации в ВОЗ.
Позже была предпринята попытка создать генетическую вакцину, направленную на борьбу с ближневосточным респираторным синдромом MERS, однако работа над препаратом была отложена.
Несмотря на вышеперечисленные неудачи, вакцина Спутник V была допущена к международному использованию в рекордно короткие сроки. При этом патент на «генетическую вакцину» представлен на официальном сайте, в то время как прививка GamFluVac до сих пор не зарегистрирована в России.
Основные исследования вакцин с мРНК COVID-19
Вакцины с мРНК COVID-19 не были отнесены к генной терапии.
По этой причине не были проведены необходимые тесты для GTP для следующих характеристик:
- онкогенность;
- генотоксичность;
- передача по зародышевой линии;
- повторная токсичность;
- инсерционный мутагенез;
- интеграция генома;
- долгосрочная экспрессия;
- перинатальная и эмбриональная/фетальная токсичность;
- выделение в окружающую среду (через грудное молоко, семенную жидкость и т.д.).
Доктор Элен Банун из Французского института здоровья и медицинских исследований написала в статье о том, что долгосрочный мониторинг безопасности GTP должен проводиться в течение нескольких лет, однако для вакцин этот срок сокращается до нескольких недель. Она указала, что это неприемлемо, учитывая экспрессируемый белок и стойкость лекарственного препарата.
Также доктор добавила, что уже имеющиеся результаты противораковой терапии, в которой применяются вакцины с мРНК и технологии генной терапии, способны привести нас к предвидению проблем с эффективностью и безопасностью.
В ЕС препараты, предназначенные для генной терапии, должны проходить испытания или тесты для того, чтобы оценить риск интеграции генома и передачи его по зародышевой линии даже в том случае, если подобная интеграция маловероятна.
Также необходимы испытания для оценки риска онкогенности, инсерционного мутагенеза, долгосрочной экспрессии и перинатальной и эмбриональной/фетальной токсичности.
ЕМА требует более обширных исследований не только нуклеиновой кислоты, но и векторных частиц и системы доставки. Они должны включать изучение дозы, биораспределение, токсичность, связанную с экспрессией структурно измененных белков и потенциальную целевую токсичность.
Необходимо добиваться проведения фармакокинетических исследований. Они нужны для того, чтобы определить, как именно организм взаимодействует с введенным препаратом на протяжении всего периода воздействия, даже если такие исследования не требуются для вакцин.
Также для GTP необходимы следующие исследования:
- определение экскреции и распространения в организме;
- исследования биораспределения – необходимы для того, чтобы определить, как именно вводимые соединения (например, липидные наночастицы и др.) перемещаются в организме и в каких тканях накапливаются.
Вайзман получил документы Moderna и Pfizer о вакцине против COVID-19 и отметил, что в доклинических сводках перечислены множество исследований, которые должны были быть проведены, однако этого не случилось.
Вайзман отметил, что необходимые исследования не были проведены по той причине, что они попадали под действие вакцин. Однако в руководстве не указано, что эти исследования не нужны, просто определенные обстоятельства могут счесть их ненужными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ